Релевантность (от англ. «relevant», т. е. «относящийся к теме») – это показатель соответствия документа тематическому запросу, или ожиданиям и потребностям пользователя. Чем выше релевантность запросов, тем больше показанные страницы удовлетворяют информационные потребности.
Содержание статьи
Допустим, мы ввели в поисковую строку «термин релевантность поисковой системы». В выдаче мы видим ссылки на сайты, где рассказывается именно о поисковом продвижении и работе соответствующих алгоритмов поисковиков. Мы получаем ответ на заданный вопрос, т. е. то, ради чего и заходили в поиск. Пользователи довольны – выдача соответствует их потребностям.
Если же в выдаче окажется, например, описание того, что означает слово релевантность с точки зрения неклассической логики, то эта ссылка является нерелевантной. И, скорей всего, в ближайшее время она будет удалена из ТОПа поисковика по выбранному запросу.
Такое иногда случается после первичного анализа соответствия слов в тексте страницы заданным параметрам. Исправляется эта ошибка сравнительно быстро на основе анализа поведенческих факторов. Почему это случается и как поисковики вообще анализируют документы и определяют их содержание, давайте разберемся подробнее.
Поисковые системы разрабатывают специальные алгоритмы анализа текстовой информации для определения тематики и подходящих поисковых запросов. При этом учитывается контент на странице, поисковые теги (title, description), содержимое тегов «alt» в картинках.
В первую очередь поисковые боты сверяют запросы с образцами документов, хранящихся в поисковом индексе. Если число повторов слов соответствует тематике с точки зрения алгоритма релевантности выборки, страница попадает в выдачу.
Важно. Количество «ключевых фраз» (тех самых поисковых запросов) не должно превышать определенные показатели, попадающие в понятие «естественности текста» с точки зрения поисковиков. Если превысить число повторов, страница может вообще выпасть из поиска по причине «поискового спама».
Оптимальной считается «плотность» ключевых фраз 2-6% от общего объема документа. Меньшее число повторов приведет к тому, что поисковик «не заметит» тематические «ключи». Большее же, наоборот, с высокой вероятностью будет отнесено к «спаму».
Но понятие релевантности даже для ботов несколько шире, чем плотность вхождения тех или иных фраз. Алгоритмы анализа тематики текстов с каждым годом становятся все сложнее и “умнее”. Они определяют и естественность контента, и общую тематику без учета ключевых фраз. А потому попытки добавить в произвольную статью нужные поисковые запросы давно не работают. Даже наоборот, становятся причиной снижения позиций сайта.
Лучшее решение – писать интересные, полезные и естественные тексты для людей. Тогда у поисковых систем не будет к ним никаких претензий, в том числе, с точки зрения релевантности данных.
В случае, когда релевантность результатов поиска изначально определена неправильно (как в примере выше), страница некоторое время будет отображаться в выдаче по «нецелевому запросу», но недолго.
После первичного анализа поисковики начинают отслеживать поведение пользователей. А что значит релевантность? Напомним – это точное соответствие поисковому запросу. При ошибке в выдаче, случайной или в результате намеренного «поискового спама», пользователи начнут переходить на сайт с ненужной им информацией и быстро оттуда уходить. Такие кратковременные посещения (менее 30 секунд) поисковые системы называют «отказами».
В случае, когда число отказов при выдаче по определенному запросу высоко, позиции страницы в выдаче снижаются.
Мы разобрались, как поисковые системы определяют релевантный поисковый запрос. Дальше все отобранные по тематике документы необходимо отсортировать.
Позиция сайта в результатах поиска определяется по совокупности следующих факторов:
Принцип релевантности для владельца сайта включает в себя качественную оптимизацию сайта под тематические запросы, а также последующее поисковое продвижение, в том числе с применением статейной, скрытой рекламы и других методов увеличения внешней ссылочной массы.
Выше мы уже определили критерии, которые важны для создания документа, релевантного поисковым запросам. А также разобрались, каким образом поисковики сортируют страницы, и почему одни сайты оказываются выше, а другие – ниже в результатах поисках, хотя информация и там, и там отвечает на вопрос поиска.
Что делать, чтобы оказаться в числе лидеров? Ответ на этот вопрос – получение комплексного качественного поискового продвижения сайта. Конечно, вы можете и дальше изучать самостоятельно, что значит релевантность, как оптимизировать контент и какие внешние ссылки стоит использовать, чтобы получить положительный результат и не попасть под фильтры Яндекса. Если у вас один или два сайта, и проекты не являются коммерческими, информация нашего блога вам в этом поможет.
Но если вы – владелец интернет-магазина или другого бизнес-сайта, не стоит тратить ваше драгоценное время на эксперименты по продвижению, тем более, что иногда они заканчиваются плачевно. Доверьте свой проект профессионалам, и получайте прибыль от сайта в самые сжатые сроки!