Основная цель любой поисковой системы – быстро найти любую информацию по любому запросу любого пользователя глобальной сети. Но нужно не просто найти информацию, – надо, чтобы найденная информация как можно полнее и точнее соответствовала поисковому запросу (это называется релевантность [от англ. relevant – значимый, существенный, важный; релевантный (об информации); соответствующий, имеющий отношение к данному вопросу/запросу]).
Для этого используется анализ содержимого ресурса, учитываются плотность и вес ключевых слов и многие другие показатели. Здесь необходимо отметить такой нюанс: практически все эти параметры находятся под контролем автора ресурса. Поэтому в условиях жесткой конкуренции за высокие места в поисковых системах анализа текстового содержимого оказывается недостаточно: существует огромное число сайтов, оптимизированных под популярные запросы, которые этим запросам не отвечают!
Для увеличения релевантности поисковики используют параметр ссылочной цитируемости, т. е. начинают учитывать внешние ссылки на сайт (ведь, как правило, чем интереснее и значимее ресурс, тем больше будет на него ссылок с других, тематически связанных с ним ресурсов). Однако большое число ссылок само по себе еще не является гарантией качества сайта. Необходимо учитывать также и качество каждой ссылки.
Индекс цитирования (ИЦ) показатель поисковой системы, вычисляемый на основе числа ссылок на данный ресурс с других ресурсов сети интернет. В простейшей разновидности ИЦ учитывается только количество ссылок на ресурс. ИЦ оценивает популярность того или иного ресурса, т. е. некоторое абсолютное значение важности сайта. Каждая поисковая система использует свои алгоритмы для подсчета собственного ИЦ, как правило, эти значения нигде не публикуются. Первоначально (до появления оптимизаторов сайтов) ИЦ более-менее реально отражал популярность соответствующего ресурса в Интернете.
Первой крупной поисковой системой, начавшей активно использовать ИЦ, стала Google (технология PageRank). В русскоязычном сегменте интернета наибольшей известностью пользуется ИЦ Яндекса.
PR, или PageRank, называют степень востребованности, оценку сайта поисковой системой Google. Также PR это алгоритм расчета этой самой востребованности. Чем больше уровень (и больше цифра PR), тем ближе к первым результатам поиска выдается сайт. Например, «нулевой PR» имеет сайт настолько новый, что он еще вообще не проиндексирован ни одним поисковиком, либо сайт, забаненный Гуглом за различные нарушения. PR6 имеют очень «раскрученные» сайты. Хорошие сайты имеют показатель от 3 до 5.
Основные положения этого показателя заключатся в следующем:
Одним из основных критериев, учитываемых им при подсчете веса страниц, является наличие ее в каталоге Open Directory Project (ODP или DMOZ). Этот каталог не пользуется большой популярностью в Рунете, тем не менее его данные используются более чем на двухстах других сайтах, в том числе на Google.
PR сайта тем больше, чем больше PR других сайтов, которые ссылаются на него. Каждая страница сайта «голосует» за другие страницы, ссылаясь на них и тем самым отдавая им часть своего PR. Сама «голосующая» страница своего PR не лишается. Чем больше ссылок на разные сайты (или страницы), тем меньше доля PR достается каждой ссылке.
Мнение специалистов склоняются к тому, что в исчислении PR Гуглом применяется логарифмическая шкала. Это означает, что «поднять» PR сайта с 1 до 2 в разы проще, чем, например, с 4 до 5.
Google учитывает не все ссылки, не принимая во внимание ссылки с сайтов, специально созданных для искусственного их скопления. Скорее всего, никак не влияет на PR ссылка на странице на саму себя.
Некоторые ссылки могут вредить (понижать) PR сайта, это называется поисковой пессимизацией, но такой эффект могут принести только ссылки с продвигаемого сайта, поскольку ответственность за ссылки извне владелец сайта нести не может.
Факторы, определяющие подсчет PageRank:
Несмотря на активное использование всех возможных методов повышения PR, алгоритм его подсчета известен SEO-специалистам далеко не на 100%. Для сохранения объективности исчисления самые существенные детали Google от общественности просто скрывает.
Тематическим индексом цитирования, ТИЦ или CY называют параметр ранжирования сайтов, то есть степень популярности сайта посчитанная Яндексом по определённому алгоритму. Именно величина ТИЦ напрямую определяет позицию сайта в категориях каталога Яндекса. На поисковую выдачу ТИЦ прямого влияния не оказывает, но есть косвенное влияние.
ТИЦ (CY) рассчитывается только для всего сайта в целом, в отличии от PR, который рассчитывается для каждой страницы в отдельности. Величина (уровень) ТИЦ вычисляется как сумма «веса» слагаемых внешних ссылок (ссылающихся сайтов). При этом разные ссылки передают разный вес, который зависит от целого ряда параметров.
Факторы, определяющие подсчет ТИЦ:
Ссылки, которые учитываются при расчете тИЦ (добавляют определенное слагаемое в сумму) должны удовлетворять следующим требованиям:
На тематический индекс цитирования не влияют ссылки:
Некоторые способы увеличения ТИЦ сайта:
Таким образом, можно выделить следующие особенности подсчета индексов цитирования (PR и ТИЦ):
Несмотря на постоянное изменение алгоритмов подсчета индекса цитирования обеих поисковых систем, «тематическая» направленность Яндекса вынуждает seo-специалистов применять разные подходы для продвижения сайта в этих, самых популярных в российском сегменте, поисковых системах.