Все большую популярность набирает такой инструмент продвижения товаров и услуг как PR в сети Интернет. Классические схемы по продвижению Интернет-ресурсов в поисковых системах и контекстная реклама показали свою эффективность, но из-за большой конкуренции они становятся все дороже и менее доступны. На смену классической рекламе приходит реклама скрытая.
Сегодня в сетях Интернета по всему миру действует несколько миллионов людей, которых называют вирусными, виртуальными агентами. Работа этих агентов, как правило, заключается в том, что общаясь на форумах, в блогах или социальных сетях, они при каждом удобном случае упоминают тот или иной бренд и/или ставят ссылку на сайт компании-заказчика.
Отличить такую рекламу от обычного сообщения практически невозможно. Информация доносится до потребителя в ненавязчивой форме, таким образом, что человек даже не подозревает, что перед ним реклама. Для этого информация принимает форму личного опыта или опыта друзей и знакомых, раскрывая особенности преимущества продукта.
– buzz-маркетинг («жужжащий маркетинг»), «сарафанный» маркетинг («сарафанное радио»), маркетинг слухов — распространение подготовленной информации в виде слухов. Это настолько мощный инструмент, что проникает даже в закрытые сообщества, т.к. использует древнюю привычку человека делиться информацией с другими людьми;
– WOM (word-of-mouth), маркетинг разговоров, устный маркетинг, «из уст в уста», молва – передача информации от человека к человеку (устно, по телефону, письмом, в блоге, на форуме и т.д.);
– SMM (Social Media Marketing, социальный маркетинг) – маркетинг в социальных сетях;
– партизанский маркетинг (guerrilla marketing) – мероприятия, в основе которых лежат необычные, выходящие за рамки, «партизанские» идеи;
– вирусный маркетинг – маркетинговая техника, при которой товар или услуга настолько влияют на человека, что он сам становится активным распространителем информации о них, «заражается» и, невольно, становится рекламоносителем;
– скрытая реклама, скрытый маркетинг – виртуальное общение на различных Интернет-площадках: блогах, различных форумах, в том числе тематических, сообществах, чатах и т.п.
Скрытый маркетинг в сети Интернет имеет значительные преимущества по сравнению с традиционными каналами: прямое и быстрое воздействие на аудиторию, долгая результативность, оперативность и т.д.
Эффективной площадью для скрытой рекламы выступают социальные сети. Социальная сеть – это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельность.
Наиболее известные социальные сети – Facebook, Одноклассники.ru, В Контакте, «Мой мир», Twitter, ЖЖ и т.д. При размещении такой рекламы нельзя упоминать ни конкретной компании, ни определенной продукции. Обычно для этого создают несколько страничек-аккаунтов с большим количеством «друзей», формируются группы, связанные непосредственно с рекламируемым товаром.
Также особое внимание рекламодателей в последнее время привлекают блоги, которые рассматриваются как средства продвижения товаров, услуг, компаний, политических деятелей и т.д.
Возможность оставлять комментарии, выражая свое мнение по поводу написанного, делает блоги достаточно посещаемыми площадками интернета. Отличительной чертой скрытой рекламы в блогах является то, что при грамотном исполнении такую рекламу практически невозможно вычленить из общей массы текстов, написанных владельцем блога.
Были проведены различные исследования и разработки, которые показали, что аудитория блогов состоит из тех слоев населения, которые относятся к платежеспособным группам потребителей. При этом посетители блогов достаточно с большим доверием относятся к тому, что написано в блогах. Это связано с тем, что они представляют собой нечто подобное личному дневнику того человека, который ведет этот блог. Эффективность такой рекламы зависит от рейтинга блога в поисковых системах и количества читателей. Блоггер просто делится своим мнением и взглядами, что создает иллюзию ненавязчивости и доверия.
Из всех инструментов скрытого продвижения в сети Интернет самым популярным становится работа с форумами. Форум – это класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. Отдельно взятая тема, по сути, представляет собой тематическую гостевую книгу. Информация, размещаемая на них, ненавязчива и не ограниченна по времени.
За границей скрытый маркетинг используется уже достаточно давно. Такие крупные международные бренды как Samsung, Sony, Tuborg, Ferrero, Microsoft, Nestle, PepsiCo продвигают свою продукцию в сети Интернет, используя виртуальных агентов. Истории давно известно немало случаев взаимовыгодного и успешного сотрудничества блоггеров и брендов. К примеру, Nokia в Канаде предоставила новые камерофоны сотне блоггеров из Торонто и Ванкувера. Разумеется, компании хотелось получить положительные отзывы, которые прочтут как можно больше людей. В качестве получателей камерофонов выбрали молодых модных авторов, которых читали не менее 400 пользователей в сутки.
Скрытая реклама в блогах, социальных сетях, на форумах и т.д. имеет огромный потенциал для развития. При помощи технологии по скрытому маркетингу возможно формирование интереса пользователей к особенностям продукта вместе с его достоинствами, настройка процесса коммуникации между людьми, которые уже воспользовались продуктом или услугой, и потенциальными аудиториями, создание необходимого эмоционального отношения к продукту или услуге.